Виктор ТОЛСТЕНКО, 2 апреля 2013
![](http://xn----8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xn--p1ai/userfiles/xn----8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xn--p1ai/module/news/0/0/91/9191_center_width.jpg)
Фото: Антон БУЦЕНКО.
На прошлой неделе Президент России Владимир ПУТИН во время рабочей встречи с губернатором Свердловской области Евгением КУЙВАШЕВЫМ подчеркнул, что Екатеринбург, по его мнению, развивается замечательными темпами — «Город становится лучше и внешне, и более качественные услуги предлагает гражданам», и тут же перешёл к критике: «Но совершенно очевидно, что по многим другим крупным городам области ещё многое нужно сделать».
Тут самое время вспомнить, что у нас есть традиция перед телекамерами и журналистами о недостатках говорить, только если иначе никак нельзя, но если уж говорить, то весьма деликатно. Поэтому с церемониального на простой человеческий язык эту тираду можно перевести так: господин губернатор, вверенную вам область (за пределами Екатеринбурга) нужно спасать!
Об эффективности развития Екатеринбурга говорилось в последние годы неоднократно, в том числе и первыми лицами государства, и это же самое Путин произнёс в беседе с делегацией Международного бюро выставок (МБВ). Вывод напрашивается один: в Кремле понимают, что уральской столице при такой положительной динамике её развития надо лишь помогать — и, главное, не мешать. В чём, кстати, и были высказаны гарантии руководству МБВ. А вот социально-экономическую политику в регионе за пределами мегаполиса следует менять кардинально — и региональным властям надо сконцентрироваться на этом направлении, а не тратить время на имитацию руководства тем, что и без них развивается успешно и динамично.
Контраст между тем, как работает и живёт областной центр, и на какой стадии убожества ситуация в других городах и весях региона — действительно разителен. Скрыть этой страшной правды не под силу ордам ангажированных СМИ, изо дня в день пытающихся убедить читателей как в регионе, так и по всему миру, будто бы Екатеринбург является «территорией беды». Технология этого очернительства стара и проста: касаемо Екатеринбурга писать только о проблемах, беспардонно их раздувая, а вот в глубинке замечать лишь позитив (ну, то есть не писать о глубинке вообще).
Однако есть сильная вещь — статистика. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (Свердловскстат) опубликовал на днях любопытный документ под названием «Показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2012 год». Приводятся данные о том, сколько в ту или иную территорию поступает инвестиций, каков уровень зарплат, строится ли и в каких объёмах жильё etc. И на основе этих вполне официальных данных легко можно проследить, есть ли в городе или районе стратегия развития (а по большому счёту — есть ли будущее у поселения и каковы перспективы для его жителей), или всё пущено на самотёк.
Ну, например. Вы можете, живя в Екатеринбурге, представить, чтобы на каком-либо крупном или среднем предприятии города средняя номинальная начисленная (до налогов!) зарплата была на уровне 13 000—15 000 рублей? Правильно, этого в Екатеринбурге нет: Свердловскстат называет цифру по полному кругу таких предприятий в уральской столице в прошлом году — 33 473 рубля.
А в Красноуфимском муниципальном образовании средняя начисленная зарплата 13 492 рубля. В Верхней Туре — 14 452 рубля, в Сосьвинском городском округе — 15 382 рубля, в Новолялинском городском округе — 15 815 рублей. Но это, повторюсь, на крупных и средних предприятиях. Средняя номинальная начисленная зарплата работников сфер культуры, искусства, физкультуры и спорта, школ и детсадов — то есть так называемых бюджетников — в иных территориях не превышает 9 000 — 10 000 рублей; «рекорд» в Верхнем Тагиле — 7 634 рубля. Замечу, что в Екатеринбурге в этих сферах средние зарплаты указаны Свердловскстатом в пределах 19 000 —27 000 рублей (за исключением работников дошкольных учреждений — у них по прошлому году средняя зарплата вышла 15 336 рублей; но, как известно, с этого года жалование ряду категорий работников детсадов подняли).
По инвестициям в основной капитал (без учёта бюджетных средств!) в пересчёте на душу населения Екатеринбург также лидер — 84 634 рубля. Корректности ради надо сказать, что Заречный и Рефтинский нас по данному показателю обгоняют, но всё объясняется просто: собственники затеяли глобальные реконструкции градообразующих предприятий, а население немногочисленное. Зато во многих муниципальных образованиях инвестиции в основной капитал (повторю: без учёта бюджетных средств!) составляют в годовом исчислении в пересчёте на каждого жителя 1 000 — 8 000 рублей; среди них Верхотурье, о якобы «возрождении» которых нам часто рассказывают, Реж, Кушва, Ирбит, Ивдель — чуть не треть всех муниципалитетов области. О какой экономической активности может там идти речь? Есть среди МО те, где экономика, очевидно, просто застыла, если не деградирует: В Верхней Туре инвестиций пришлось 818 рублей на жителя, в Пелыме — 189, в Таборинском —58, в Староуткинске — 21 рубль, в Махнёво их не было ни рубля.
Ну и о стройке как ярком показателе экономической активности. По данным Свердловскстата, Екатеринбург построил по прошлому году порядка 0,76 кв. метра жилья на душу населения. В Серове — 0,15 кв. метра, в Каменске-Уральском — 0,12; в Нижнем Тагиле — 0,10; в Артёмовском — 0,08 кв. м, в Качканаре — 0,06; в Новой Ляле — 0,02. В Староуткинске не построили жилья и сантиметра.
Остается надеяться, что статистику читают не только учёные и серьёзные журналисты, но и областные чиновники.